ПРЕСС-РЕЛИЗ



Иногда в Москве в начале осени бывает ясная и тёплая погода, с оранжевыми закатами и ветром, поднимающим тучи пыли. Этот ветер прилетает с Востока, из пустынь Средней Азии и Ирана.

От Венгрии да Алтая и Саян тянется полоса степей, с севера, переходящая в бескрайние леса, а на юге, ограниченная песками и горами, за которыми находятся центры древнейших цивилизаций Китая, Индии и Междуречья.

Так сложилось, что преимущественное направление ветров у нас с запада, и в течение столетий нам тоже казалось, что всё новое приходит к нам от туда же. Мы забываем о роли Великой Степи в развитии европейской цивилизации, мы забыли о том, откуда мы все пришли в Европу, о том, где находилась земля наших предков.

Ещё пять тысяч лет назад на Южном Урале сформировалась культура, получившая название «Страна городов». Сегодня многие слышали о раскопках в Аркаиме, где были найдены укреплённые поселения, имевшие кольцевую структуру, медные рудники и металлургическое производство. Именно там развилась культура боевых колесниц и закладывались глубинные основы общего мировоззрения для всех индо-европейских народов. Отсюда наши предки отправились в путь до Индии и Британии. Волны переселенцев с Южного Урала и Поволжья создали великие цивилизации древности - такие, как Античная, Персидская и Индийская.

Просторы Великой степи были дорогой, связывавшей Восток и Запад, по этой степи проносились орды кочевников, приводя в ужас земледельцев, а потом оседали где-нибудь далеко на Юге или Западе, и сами становились жертвами следующей волны завоевателей. По этим же степным дорогам проходил Великий Шёлковый Путь. Здесь всегда кипел тот котёл, в котором перемешивались народы, идей и технологии. И сегодня он не утратил своего значения. Отсюда до сих пор начинаются дороги на Запад, Юг и Восток.

Вся жизнь моей семьи в той или иной степени была связана с Азией. Дедушка раскапывал древние города Хорезмского царства, много лет отдал он изучению археологии Самарканда и Пенджикента. И для меня Восток никогда не был экзотикой, это было, пусть и очень интересной, и захватывающей, но нормальной частью жизни.

В Советское время мы были изолированы от Большого мира, но наша страна была настолько огромна и разнообразна, что большой несвободы, я по крайней мере, не чувствовал. Мой интерес к культурам Азии вполне находил себе пищу, но всё равно хотелось большего, границы казались границами мироздания. Я смотрел на фотографии Тибета, Гималаев, как на фотографии обратной стороны Луны, я знал, что мой шанс попасть туда ничтожен. Я помню, как в Самарканде меня поразило осознание того, что эти предгорья Памира, которые видны к югу от города, это северная граница той огромной горной страны, южный склон которой находится в Индии. Или, как я видел рано утром с первала на Тянь Шане голубую далёкую цепочку гор Кунь Луня, за которыми начинался Тибет.

Прошло много лет, Советский Союз исчез с карты мира, и вот я сижу на границе Мустанга, к северу от Гималаев и созерцаю пейзаж, тот самый, который я когда-то видел на картинке в книге, купленной в букинистическом магазине в Москве, сидел и не верил, что это на самом деле, наяву, а не во сне. Потом мне довелось исходить пешком чуть не все Гималаи, посетить затерянные на границе с Тибетом крошечные княжества, увидеть родину Будды и обители Шивы. Но этот миг невозможно забыть.

В картинах, фотографиях, альбомах пунктиром намечены темы проекта, который разрабатывается уже не один десяток лет. Я исхожу из того, что наше восприятие целиком сформировано комплементарным окружающему нас миру. Сама способность воспринимать, осознавать, чувствовать и анализировать заложена в нашу природу. Как говорили древние – Что внутри, то и снаружи… И только неуловимая пелена отделяет нас от окружающего мира, и при исследовании и постижении его, внешнее и внутреннее гармонизируется, и преграда я - не я исчезает. Ритм, информация и энергия – это слова с разных сторон, описывающие некое явление, которое даёт нам силы и позволяет постигать мир, можно сказать, что это почти синонимы. В основном я занимаюсь живописью, но природа и мир вокруг настолько изменчивы и непостоянны, что не всё успеваешь нарисовать, и тут на помощь приходит фотография, которая способна зафиксировать какие-то мимолётные состояния, подобные вспышкам света в темноте, и для меня из этих кадров складываются некие внутренние сюжеты, объединённые пространствами Востока и ветром Азии, дующим и у нас в те дни когда в Москве закаты становятся оранжевыми.

Картины, фотографии, фильмы сделаны в Гималаях, Средней Азии, на Алтае, в Тибете, Забайкалье, Карелии, Центральной Россие за последние 15 лет. До недавнего времени я не ставил задачи особенно углублённо останавливаться на том, что изображено на картинах, фотографиях, так как это требует совершенно другого формата подачи материала, поскольку современный, даже достаточно эрудированный читатель, всё равно практически ничего не знает о культурах и мировоззрении народов населяющих соседние страны да и народов живущих с нами вместе, мне казалось, что лучше посмотреть своими глазами, пусть и на бумаге, холсте или экране. Кроме того я не разделяю того мнения, что предмет не названный не существует. И каждый может сам проплыть над этим миром подобно облаку в небе, не задерживаясь и не застревая на частностях.

Аллан Ранну

Родился в 1958 году в Москве. Школу закончил в Таллине. Дальше МГУ Биофак. Живописи учился с детства, сначала, с шести лет, в мастерской у таллинского живописца - средневековый вариант, ученика и подмастерья, далее - пару лет изучал монгольско-тибетскую настенную живопись, после чего, ещё в течении полутора лет учился персидской миниатюре в Самарканде.

Вся жизнь нашей семьи была в той или иной степени связана с Востоком. Мой дед А. И. Тереножкин был археологом – раскапывал Хорезмское царство, Афрасиаб (древний Самарканд), мама работала историком и археологом в Туве, я и сам с детства мотался по экспедициям. Первый раз увидев Памир с севера, я очень остро почуствовал, что это северная граница гигантской горной страны, на юге заканчивающейся Индией. Так что Восток для меня не экзотика, а просто жизнь, моё поле.

Я провел более двадцати лет в путешествиях по Средней Азии, исходил пешком практически весь Памир и Тянь Шань, а, когда стало возможно, когда открылись границы, стал ездить в Индию, Непал, на Шри Ланку, Юго-Восточную Азию и т.д. Занимаюсь живописью, фотографией, видео-артом, компьютерной графикой, приходится публиковать статьи и заметки в различных изданниях – людям интересно, спрашивают. Кроме участия в различных групповых выставочных проектах, проводил целый ряд персональных выставок – в Москве, Таллине, Швейцарии, ЮАР, США и т.д. Картины находятся, как в частных, так и корпоративных коллекциях.

Работал художником в кино – «Юность гения», Узбекфильм – фильм об Авиценне. Сотрудничал с различными изданиями и, как художник и, как автор статей. В последнее время занимаюсь исключительно различными формами изобразительного искусства (живопись, фотография, видеоарт и пр.), кроме того, в данный момент готовлю несколько выставочных проектов. В частности вот на днях – а именно 25 го сентября открывается фотовыставка в «Москва Сити», посвящённая выходу первого тома из двенадцатитомной серии альбомов, в которых я пытаюсь «сканированать» культурные и природные ландшафты Евразии, формирующие наше восприятие. В работе находится проект под условным названием «Послания на небо». Темой этого проекта являются различные артефакты оставленные культурами прошлого, как то Алтайские, Уральские и Онежские петроглифы, каменные лабиринты Кольского полуострова, круги из камней и мнгиры Алтая, храмы и священные места. Смысл всего этого эстетическое исследование тех молчаливых посланий, которыми люди обращались к небу и до сих пор ждут ответа, может они уже ответ получили в виде вдохновения – но не узнали его, напрямую к этому проекту и в некотором смысле примыкает или даже является стадией в нём, является тот проект Космос, который мы готовим к весне на ВДНХ в павильоне с одноименным названием. Там нами будет разрабатываться тема космического мышления, столь присущая нашей русской культуре и в сотрудничестве с академическими институтами (НИИЯФ, ГАИШ), мы попытаемся визуализировать формы мышления и научный творческий процесс, а так же новые способы восприятия современных космологических представлений.

АЛЛАН РАННУ

СПИСОК ВЫСТАВОК
Выставки живописи

Групповые
1983 – Таллин, персональная в художественном институте
1984 – Москва, на Малой Грузинской, групповая осенняя выставка
1985 – Москва, Манеж, Групповая «АРТ МАНЕЖ»
1997 – Галерея в Староконюшенном – Москва
1990 и1991 – «Арт Манеж» Москва
1991 – Выставка Советского искусства в ЮАР
2006 – Сергиево-Посадский художественный музей - Осенние диалоги

Персональные 1994 – Музей этнографии – Петербург, «Дорогой ветра и воды»
1995 – ЦДХ – Москва, «Горы и воды»
1996 – Галерея Каширка – Москва
1998 – Галерея Нагорная – Москва
2000 – ЦДХ – Москва, «Сила света»
2001 – ЦДХ – Москва, «Под небом»
2002 – «Тебе Тибет» галерея Кино – Малый манеж – Москва
2003 – ЦДХ – Москва, «Тибет – Гималаи»
2003 – ЦДХ – «Калачакра» галерея Е. Врублевской – Москва
2004 - МИНСК – ДВОРЕЦ РЕСПУБЛИКИ, «НЕПАЛ»
2005 – СЕРГИЕВ ПОСАД – ГОРОДСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, «Земля под небом»
2005 – МОСКВА – ПОСОЛЬСТВО КОРОЛЕВСТВА НЕПАЛ.
2007 – СЕРГИЕВ ПОСАД – ГОРОДСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ «ОСЕННИЕ ДИАЛОГИ»
2008 – МОСКВА – БАШНЯ ФЕДЕРАЦИИ – «ВЕТЕР АЗИИ»

Фотография
2009 год февраль
«ВЕТЕР АЗИИ» - фотография
Сергиево-Посадский художественный музей заповедник